Аверба́х Илья Александрович (1934-1986), кинорежиссёр и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Фильмы «Степень риска» (1969), «Монолог» (1973), «Чужие письма» (1976), «Объяснение в любви» (1978), «Голос» (1982) и другие отмечены тонким лиризмом.
* * *
АВЕРБАХ Илья Александрович - АВЕРБА́Х Илья Александрович (28 июля 1934, Ленинград - 11 января 1986, там же), российский режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1958 окончил Ленинградский медицинский институт, в 1967, после врачебной практики, - Высшие курсы сценаристов и режиссеров при киностудии «Ленфильм».
Авербах был типичным представителем ленинградской интеллигенции 1970-х годов. В его первом фильме «Степень риска» (1968) несколько героев - коренных питерских интеллигентов - бесконечно спорят о жизни и смерти. Главным состоянием героев Авербаха становится монолог, мучительный и лишенный упрощений. Одиночество героев с каждым фильмом Авербаха нарастало. Профессор Сретенский («Монолог», 1972) обречен на одиночество, но ничуть не печалится этому обстоятельству, ибо таков закон жизни, а Сретенский наделен даром знания этих законов. От фильма к фильму Авербах расширял зону действий своего героя. И уже в картине «Объяснение в любви» (1977) он, пройдя сквозь эпохи, оказался заброшенным в самые эпицентры всех событий советской истории. Он работал на режим, внутренне не подчинившись ему, благодаря чему уцелеет и духовно и физически. За свою внутреннюю гармонию он заплатит внешней странностью, а значит и еще большим одиночеством.
Фарятьев в исполнении А. А. Миронова (см. МИРОНОВ Андрей Александрович) из следующего фильма Авербаха, «Фантазии Фарятьева» (1979), еще более странен. Одиночество его едва ли не тотально. Философия его прекрасна, но надуманна и лишена здравого смысла. Героиня «Чужих писем» (1975) не может жить в провинции, почувствовав свое абсолютное несоприкосновение с нормальным миром, но который населен чуждыми ей людьми. Они говорят с ней на разных языках, у них другое представление о морали, нравственности. В 1982 Авербах сделал картину «Голос». Рассказ о смертельно больной героине, которой нужно доиграть свою роль до конца.